История развития Музея кинематографии

Появление кинематографа в Якутии в начале ХХ в. стало играть важную роль в просвещении масс, воспитании зрителей, кино становится и театром, и книгой, и телевизором, по выражению В.И. Ленина: «Из всех искусств важнейшим для нас является кино…». Именно через кинематограф не умеющее читать и писать, не знающее русского и других языков население впервые приобщилось к мировой, русской культуре, ознакомилось с жизнью и бытом других стран. В этом состоит огромный вклад и общественное значение работы первых киномехаников и последующих поколений киноработников. С целью воздать должное кинематографу Якутии и его служителям, сохранить и воссоздать историческое наследие работников кино, пришла идея организовать Музей кинематографии в Якутии.

Первое предложение о создании Народного музея кинематографии РС(Я) было отражено в Программе создания Госкинохранилища (раздел п. «г»), разработанной И.С. Жараевым и утвержденной постановлением Правительства РС(Я) от 10 апреля 1996 г. № 157 «О создании Государственного национального хранилища кинодокументов о Якутии Управления кинофикации и киновидеопроката Министерства культуры Республики Саха (Якутия)». Впоследствии пункт о создании Музея кинематографии народов РС(Я) включен в Положение Госкинохранилища (п.4.15), разработанное В.В.Пестеревым и В.А.Томским и утвержденное постановлением Правительства РС(Я) от 5 декабря 1997 г. № 333 «Вопросы Государственного национального хранилища кинодокументов о Якутии». Для организации Музея было заключено соглашение между Государственным национальным хранилищем кинодокументов о Республике Саха (Якутия), Государственным фондом кинофильмов РС(Я), фирмой «Сахакинотехника», Союзом кинематографистов РС(Я), Организацией ветеранов кино РС(Я) от 14.01.1999 г. Договор был открыт для вступления в него с согласия первых создателей Музея заинтересованных организаций и предприятий.

На начальном этапе становления разрабатывалась концепция и тематическая структура музея, над которой скрупулезно работал идейный вдохновитель и талантливый организатор кинообслуживания населения республики Жараев Иван Спиридонович, являвшийся вначале (на общественных началах) директором Народного музея кинематографии. Он писал: «Будущий музей и ее идейно-художественный замысел должен опираться на четыре основных объекта кинематографии: производство фильмов, их прокат, кинообслуживание и человек. Все они внутренне взаимосвязаны, взаимозависимы. Весьма условно схема экспозиции сводится к следующему: кинематограф и человек, человек и кинематограф. Кинематограф без зрителей не бывает, в то же время без создателей, без прокатчиков, без показчиков кинематограф не существует. Тенденция их отношений должна быть определяющей сутью и содержанием экспозиционной работы Музея».

В 1998-1999 гг. сотрудниками Госкинохранилища разрабатывалась научная концепция и тематико-экспозиционный план музея кинематографии, был начат сбор экспонатов. Определилась основная цель:

  • сохранение для будущих поколений историю развития кинематографии в Якутии;
  • воссоздать историческое наследие кинематографистов Якутии;
  • собрать в единый центр экспонаты, связанные с развитием кино в республике и ввести их в государственный фонд музеев, дать возможность посетителям ознакомиться с богатейшим фактическим материалом истории кинематографии Якутии.

Тематическая структура музея по первоначально разработанной программе должна была состоять из девяти разделов (тем):

  • первые шаги кино в Якутии (1911-1917 гг.);
  • создание самостоятельной государственной отрасли культуры в республике и ее развитие (1928-1957 гг.) распространение звукового кино, кино до и в период Великой отечественной войны 1941-1945 гг. и в годы восстановления народного хозяйства;
  • внедрение новых видов кинематографа и использование его в работе среди населения (1957-1985 гг.);
  • кино в годы перестройки и реформ (1985 г. – настоящее время);
  • кинематографисты – бесценное богатство кино Якутии;
  • будущее кинематографа в Якутии;
  • кинематограф в литературе и искусстве Якутии;
  • создание Музея кинематографии с «Домашним кинотеатром» и залом для просмотра фильмов;
  • в отличии от других Музей кинематографии в своей работе должен широко использовать различные технические средства (кино, видео, голографию, фото, лазерную запись и т.д.).

Обозначали основные направления деятельности Музея:

  • сбор, создание и обновления фонда и экспозиции;
  • культурно-просветительская деятельность;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • издательское дело;
  • некоммерческая и финансово-хозяйственная деятельность.

Это было только начало, впереди было еще много работы, идей, видоизменений и различных дополнений. На первоначальный этап формирования музея ушли годы, за это время было просмотрено и изучено множество специальной литературы, получено консультаций от специалистов музейного и архивного дела по организации и созданию такого типа музеев, это было приобретение профессионального опыта. По всей республике начался активный сбор сохранившейся кинопроекционной аппаратуры, оборудования и документальных материалов по истории экранного искусства Якутии. 10 апреля 2001 г. в День пятилетия Госкинохранилища в фойе театра юмора и сатиры была развернута первая выставка из собранных к тому времени экспонатов Музея кинематографии.

1 августа 2001 г. за № 06/48 был издан приказ о создании Музея кинематографии Государственного национального хранилища кинодокументов о Республике Саха (Якутия) (сокращенно «Музей кино»). Было окончательно разработано Положение Музея. Положение предусматривает музей как, научное, просветительское, учебное и сохраняющее, восстанавливающее наследие кинематографистов Якутии учреждение. Составили схему цели и задач, а также вид деятельности Музея. Планомерно началась пропагандистская, рекламная работа среди работников кино и населения, комплектование личных архивов работников кино, кропотливая работа с фотофондами, издание воспоминаний ветеранов кинематографии, воссоздание письменного и изобразительного наследия из Государственных архивных фондов.

Надо отметить, что на сегодня ни один музей в республике не располагает музейными коллекциями и музейными предметами, отражающими процесс становления и развития кино в Якутии. Музей необходим для будущих поколений, чтобы воссоздать пройденный исторический этап возникновения, становления кино в республике, его необходимость диктуется самим временем.

Поделиться: