Первые профессиональные кинооператоры Якутии

 

САВВИНОВ НИКАНДР ЕГОРОВИЧ

(1933г. — 1993г.)

 

Никандр Саввинов

    САВВИНОВ НИКАНДР ЕГОРОВИЧродился 15 ноября 1933 года в Кутане, Сунтарского района Якутской АССР. В 1957 – 1962 годах учился и окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии, операторский факультет, первый из Якутии.

диплом с вкладышем

1969 — 1971 гг. – слушатель Высших режиссерских курсов Госкино СССР (документальное кино).
Дипломный фильм «Песня якута» (1962 г.) поэтичный рассказ об охотниках и оленеводах сел Тэнэ и Токко Олекминского района, о красоте родного края. Дипломная работа получила высокую оценку Государственной комиссии. Уже тогда в журнале «Искусство кино» о нем писали, как о сложившейся творческой личности.

Саввинов НикандрНикандр Саввинов

Создатель живой истории развивающейся жизни ЯАССР.

Кино-корреспондент по Якутии Иркутской Восточно-Сибирской студии кинохроники с 1962 по 1985 гг.

БАМ-1975г.-съемки-по-южной-Якутии
БАМ-1975г.-съемки-по-южной-Якутии
На-съемках-в-Черкехе.-1970-е-годы.

В 1985 – 1990 гг. – преподаватель кинотехники и фотодела в Якутском республиканском культурно – просветительном училище.
Он автор трех книг «Якутия – киносъемочная площадка»,

книги Саввиновафото из книги

фотографии из книги «Кинокамера конвас — автомат»

 

«Кинокамера конвас — автомат» (1999 г.) и Аннотированного каталога фильмов о Якутии. Автор многочисленных репортажей, статей, очерков республиканских газетах и журналах. Победитель литературного конкурса журнала «Полярная звезда» за рассказ «Одна ночь Платона». Бессменный председатель жюри 17 республиканских смотров любительских фильмов. Им выполнена творческая и производственная норма кинооператора 1 категории.

Саввинов Никандр

Член Союза кинематографистов СССР. Заслуженный работник культуры ЯАССР. Он принял участие как автор, сценарист или кинооператор в выпуске около 20 документальных, 36 спецвыпусков журналов «Восточная Сибирь», «Новости дня», «Пионерия» и др. Снял более 500 сюжетов.

Фильмография

«Песня Якута». Дипломная работа. Студия ВГИК, 1962 г.;

«Соната» (1965 г.);

«Якутия» (1966 г.);

«Искусство страны Олонхо» (1967 г.);

«Правительственная в Якутии» (1969 г.);

«Самый трудный день» (1963 г.);

«Мы из Чурапчи» (1970 г.);

«Кэпсе, Якутия» (1972 г.);

«Задача» (1973 г.);

«Лирика и … -40°С» (1977 г.);

«Золотое звено» (1977 г.);

«Оймяконье — полюс холода» (1977 г.);

«Здравствуй, Нерюнгри» (1977 г.);

«Табунное продуктивное коневодство Якутии» (1981 г.);

«Весна в Якутии» (1982 г.);

«Якутия» (1982 г.);

«Путь к призванию» (1983 г.);

«Сад осины» (1984 г.);

«Орден на…» (1985 г.).

Последняя работа — фильм о переселении на север жителей Чурапчинского района в годы Великой Отечественной войны «Какое на дворе тысячелетье?».

Установлена мемориальная доска по ул.Стадухина, 82, где он жил в г. Якутске.

Саввинов-Н.Е.Первый-кинооператор.

 

ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ СТУДИЯ КИНОХРОНИКИ. КИНОГВАРДИЯ — СОБКОРЫ: НИКАНДР ЕГОРОВИЧ САВВИНОВ (1933-1993)

Собкор студии в Якутской АССР Никандр Егорович по национальности был якутом. Свою малую родину он любил глу­боко, искренне. Он знал все, что было в республике необычно­го, самобытного, интересного. И не просто знал, а был личным другом каждого более или менее известного в его крае челове­ка, будь то рыбак, охотник, оленевод, летчик или моряк. Но особенно тесные дружеские узы связывали его с якутской ин­теллигенцией. Помню поразивший меня сюжет «Всадник промчавшийся» об его умершем друге художнике. Для всех, кто любит изобразительное искусство, словосочетание «якутские графики» не пустой звук. Это направление оставило заметный след в истории искусства. Сюжет был посвящен одному их ос­новоположников школы якутской графики. Все кинематогра­фисты знают, как трудно делать ленту о тех, кого уже с нами нет. Иконографический материал, синхронные интервью не за­меняют встречи с живым героем. Но Ника (так звали Саввинова на студии) сумел оживить фотографии, а также гравюры ма­стера: наезды, отъезды, панорамы, детали превращали каждую картину в микрофильм. Удалось ему и одухотворить мастер­скую художника, где каждая вещь повествовала о своем ушед­шем хозяине. Никогда не думала, что мертвую натуру можно снять настолько изобретательно, что она оживет, «заговорит». Сумел он и перенести на пленку свои чувства к герою, свое преклонение перед его талантом. Сюжет получился настолько пронзительным, что после просмотра оставалось ощущение по­тери близкого человека.

Кинооператор-Саввинов-Н.Е

В подобном же эмоциональном ключе решена лента «Се­мья Самсоновых», рассказывающая о династии учителей. Па­триарх и основатель рода был создателем якутской азбуки. Его дети, внуки стали учеными, педагогами, преподавателями ву­зов, продолжили отцовское дело просвещения соотечественни­ков.

Сам Никандр Егорович тоже был не лыком шит. Закончил в 1962 году в Москве операторский факультет Всесоюзного го­сударственного института кинематографии. А потом еще и Вы­сшие режиссерские курсы. А уже в 1970 году фильм «Мы из Чурапчи», снятый по предложенной им теме, получил золотую медаль на III Всесоюзном фестивале спортивных фильмов в г. Риге. Снимался этот фильм в содружестве с заезжим режиссе­ром А. Вилькенсом  оператором А. Непомнящих.

Саввинов находил и предлагал темы, а эти темы часто воплощали другие операторы и режиссеры. Предложил Никандр Егорович экзотический фильм «В дельте Лены», снял его сынок известного московского оператора — Галаджев. И в Чурапчу, где сама тема была беспроигрышно сенсационной, отправили дру­гого оператора, оттеснив Нику на задворки. Представьте, небольшой посёлок, даже по якутским меркам — глухомань. И вдруг оттуда на всесоюзные соревнования приезжают спортсме­ны, которые поднимаются на высшие ступени пьедестала поче­та. Молодые борцы — воспитанники тренера Д. П. Коркина — вместе со своим наставником изобрели и своими руками сма­стерили чудо-тренажеры. Их тренировки ассоциируются с чем-то древним, самобытным, вечным. Вот так, наверно, готовили гладиаторов. Лента зрелищна и необычна.

Почему же, предлагая такой материал, имея способности и два образования — операторское и режиссерское, — Саввинов часто оказывался в тени его более проворных коллег? Потому что в экранной журналистике нельзя быть слишком скромным и безответным. И это — урок. Прежде чем идти в теле— и кино­журналистику, студентам стоит подумать, а соответствует ли эта профессия их характеру. Достаточно ли у них смелости, настой­чивости и, если хотите, дерзости, чтобы выбрать этот путь.

Режиссер В. Хоменко вспоминает: «В 1972 году Ника поз­накомил меня с главным режиссером уникального передвижно­го театра в Нюрбе. Но как-то всё откладывалась эта Саввиновская идея, а потом ее реализовали В. Эйснер и Е. Корзун». Са­ввинов и Хоменко даже название будущего фильма придумали: «Они бродили по дорогам», отсылая этим названием зрителя к феллиниевской «Дороге». Уже из одного только заголовка вид­но, как серьезно и глубоко была бы решена тема. Фильм был бы сделан с уважением и любовью к актерам, проводящим жизнь «на колесах», приносящих праздник в самые отдаленные стойбища якутов.

В. Эйснер снял по этой теме картину «Из театральной жиз­ни Станиславского» в жанре документальной комедии, сделав главным героем ленты шофёра по фамилии Станиславский, ко­торый возит артистов на гастроли. Смеяться на Колыме над чукчами, а в Якутии над якутами, над их искусством пришлым журналистам по меньшей мере бестактно. И в данном случае я понимаю позицию Якутского обкома КПСС, который после этого фильма поставил вопрос об отказе от услуг ВССК и открытии на своей территории собственной студии кинохроники. Но вскоре началась перестройка, производство документально-го кино оказалось для государства слишком дорогим, и вопрос об открытии новой студии отпал сам собой.

Снова обращусь к воспоминаниям В. Хоменко. В 1972 го­ду к 50-летию образования ЯАССР снимался полнометражный фильм «Капсэ, Якутия». В работе над этим фильмом стержне­вое решение было найдено не сценаристом, а опять же Н. Е. Саввиновым. Валерий был режиссёром фильма, в сценарии, свидетельствует он, все «вроде правильно, но как-то так акаде­мично, что я не мог уловить, за какую ниточку потянуть, чтоб начать распутывать клубок. Никандр рассказал по-своему, «из­нутри». Самая блестящая его подсказка — снять Омолона — дра­матурга-классика и якутского культуролога Д. К. Сивцева. Ког­да сценарист увидел на экране фильм, он сказал: знал бы я эт­их людей раньше — весь сценарий бы на них построил. Вот по­сле этого и судите, кто был в данном случае истинным автором сценарных идей».

кадры-из-фильма-Капсэ-Якутия.
кадры-из-фильма-Капсэ-Якутия.

 

Кино, телевидение — дело коллективное. Часто урожай до­стается не тем, кто «пахал и сеял». В первых строках титров подчас стоят фамилии тех людей, которые внесли в ленту весь­ма скромный вклад. Мне хотелось бы, что называется, «восста­новить историческую истину». А суть ее состоит в том, что на протяжении 30 лет именно Никандр Егорович был главным ки­нолетописцем Якутии. И даже если его фамилии нет в титрах, темы, идеи, герои фильмов чаще всего попали на экран с его подачи.

Как редактору, мне пришлось работать с Никой над двумя лентами. «На Севере у рыбаков» (1982) и «Какое на земле ты­сячелетие?» (1990).

Первый фильм о Сергее Румянцеве — чемпионе страны сре­ди рыбаков-профессионалов. Он работал в тундре совершенно один. Изобрел особые сети с целой системой ловушек. В 40-50-градусный мороз он каждый день выходил из своего сиротливо стоящего в бескрайних снежных просторах балка, садился на аэросани и — вперед на подледную рыбалку. И все это — за по­лярным кругом. Периодически к нему прилетал вертолет, кото­рый он под завязку загружал рыбой, отборной рыбой северных озер. За сезон он один добывал по 35 тонн рыбы. Экзотика! Ноне только это. Сергей оказался еще и философом, и знатоком поэзии, и прекрасным рассказчиком. Героя, естественно, на­шёл Саввинов. Он же и снимал эту картину в условиях прибли­жающейся полярной ночи, с небольшой аккумуляторной под­светкой, на низкочувствительной пленке, постоянно отогревая заледенелую камеру у себя под шубой на груди… И это когда ему было уже под пятьдесят. Фильм получил диплом жюри на Всесоюзном кинофестивале в г. Ленинграде в 1983 году. Конеч­но, успех фильма определило участие режиссёра Валерия Хоменко — мастера брать интервью «в жанре» (термин редактора ТВ и критика Кемарской). Такие интервью отличаются есте­ственностью и раскованностью. Герой говорит не на камеру, он ее не чувствует. Он рассказывает, не отрываясь от своих повседневных занятий. Это вроде как случайно подслушанный раз­говор. Но профессионалы знают, что умение записать такой синхрон является в нашем деле высшим пилотажем. И без хо­рошего оператора такое интервью не взять.

Последнюю работу Никандра Егоровича можно смело наз­вать его лебединой песней. Правда, по своей сути это не песня, а скорее плач по убиенным. Не жертвам репрессий, а что еще страшнее — жертвам подлого преступного отношения к людям, безграничного чиновного произвола, свойственного тоталитар­ному режиму.

Где-то в высоких московских инстанциях было решено в целях обеспечения фронта рыбой переселить якутов-хлебопаш­цев и скотоводов с юга на север, превратив их в рыбаков. Всех — детей, женщин, больных и стариков — погнали на крайний север. Погнали налегке, запретив брать с собой домашний скот и утварь, пообещав, что «там», на месте их всем обеспечат. По­ка несчастные добрались до места — начались холода. Выдолби­ли в вечной мерзлоте землянки. Ни топлива, ни пищи, ни да­же снастей для рыбалки — выживайте как знаете! За зиму поч­ти все погибли — несколько тысяч человек. Умерших присыпа­ли снегом прямо у землянок. Зимой нагрянула какая-то комис­сия, забрала с собой с десяток еще оставшихся в живых детей. Вот им-то, единственным свидетелям трагедии, и удалось вы­жить. Фильм построен на рассказах этих чудом оставшихся в живых свидетелей и эпизодах переселения, снятых методом восстановления факта. Жители уцелевших деревень, у которых когда-то в этой трагедии погибли родные, согласились в де­талях воспроизвести картину переселения. Эти кадры настоль­ко убедительны и достоверны, что при просмотре чернового материала все решили, что это документально снятая хроника военных лет. Рассказы очевидцев идут на якутском языке с по­следующим переводом. Их содержание — потрясает. Фильм можно поставить в один ряд с лентами о лагерях смерти — Ос­венциме, Бухенвальде, Дахау. Мне кажется, что это один из сильнейших фильмов студии и что о нем еще не раз вспомнят. Ведь это еще и исторический документ большой разоблачитель­ной силы. Его надо показывать молодым, чтобы не просто зна­ли, но и душой прочувствовали весь ужас сталинских времён, которые пережила страна. Его надо смотреть и тем, кто до сих пор с ностальгией вспоминает наше недавнее прошлое. Вот бы спросить у них, не хотели бы они вместе со своими детьми по­пасть в тот ледяной ад, который стал могилой для нескольких тысяч якутов.

Лента «Какое на дворе тысячелетие?» досталась Никандру Егоровичу дорогой ценой. Он делал ее действительно кровью сердца. После завершения монтажа и озвучивания, где Ника выступал как комментатор-переводчик с якутского языка на русский, он ходил по студии как потерянный. Таким я его ни­когда не видела. Он зашел в редакцию пожаловаться, что про­изводственный отдел не торопится отправлять его домой. Всег­да сдержанный, немногословный, Саввинов был крайне раз­дражен: «Я болен, мне надо срочно улететь». Я пошла к адми­нистраторам, они отговорились, мол, лето, билетов нет, ничего сделать не можем. А у нас был шефский договор с Аэрофлотом. Пришлось позвонить самому высокому начальству. Билет был забронирован, и Никандр Егорович улетел. Надо сказать, что мне никогда не приходилось заниматься подобными вопроса­ми, для этого была специальная служба. Я бы и для себя не ста­ла хлопотать, но тут поняла, что дело серьезное, что Ника дей­ствительно болен, раз потерял терпение. Это был его последний приезд на студию. Едва вернувшись домой, он слег — его разбил паралич. Он прожил еще два года. Ему становилось то луч­ше, то хуже, но камеру в руки он больше не брал. Умер осенью 1993 года. На студии об этом и узнали-то не сразу.

Пишу эту главу в надежде, что ее прочтут студенты из Яку­тии, которые у нас учатся. Пусть знают, что на их «малой ро­дине» жил и творил замечательный человек, талантливый опе­ратор, патриот своей земли, создавший бесценную кинолето­пись республики. Нельзя допустить, чтобы его забыли. Надо, чтобы вернулись из забытья его сюжеты, такие как «Всадник промчавшийся», его фильмы. Подготовьте материалы о нем для газет, радио, телевидения. Заинтересуйте своих земляков отсня­той им хроникой, которая пока еще жива и ее можно заказать у сегодняшнего владельца — телеканала «АИСТ». Сделайте цикл передач по материалам этой хроники. В 2008 году Никандру Егоровичу исполнилось бы 75 лет.

Фрагмент из книги Татьяны Зыряновой
«Мастера экранной публицистики Сибири»
Иркутск, 2009 год

На сайте Прибайкалье (http://pribaikal.ru)

 

 

ПАРФЕНОВ ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

(1936г.- 2007г.)

 

ПАРФЕНОВ ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

Выпускник операторского факультета  ВГИК 1964 г.

Работая в киностудии «Казахфильм» снял более 120 документальных и один игровой фильм. Еще живя в Казахстане обратился к теме жизни и быта малочисленных народностей, создавал фильмы о юкагирах, нивках и орочей.«Лабуимэдэну-земля вадулов»

Его произведения «Учитель», «Коржун», «Арал». «Лабуимэдэну – земля вадулов», «У последней черты» и другие отмечены наградами международных кинофестивалей в Перу, Японии, Болгарии, Германии, Латвии, Эстонии, Узбекистане, Казахстане, России.

у последней черты

В 1992 г. Василий Парфенов возвращается на Родину — Якутии. Став директором кинокомпании «Сахафильм» провел большую организаторскую работу по ее становлению и укреплению материальной базы. Он продолжал творческую деятельнсоть, снимая фильмы о народном писателе Якутии Далане, проблемах туберкулеза, к 60-летию Победы «Война далекая и близкая» и других.

война далекая близкая

Писал киносценарии, стихи и прозу. Он разработал сценарный план фильма о Максиме Кировиче Аммосова, начал претворять его в жизнь. К сожалению, этот фильм остался незаконченным.

Последние годы жизни Василий Яковлевич посвятил обучению молодых искусству кино в АГИКИ и филиале Санкт-Петербургского Государственного университета кино и телевидения.

Почетный кинематографист России, Член Союзов кинематографистов России и Казахстана.

 

 

САНТАЕВ  НИКОЛАЙ  МАРКОВИЧ

 

САНТАЕВ НИКОЛАЙ МАРКОВИЧ

 

САНТАЕВ  НИКОЛАЙ  МАРКОВИЧ — родился 1 февраля 1939 года в Хаданском наслеге Сунтарского района ЯАССР.

В 1959 г., по окончании Сунтарской средней школы, он был направлен на производственную практику в колхоз имени Жданова Сунтарского района. Здесь работал заведующим клубом.

До поступления в институт кинематографии он некоторое время работал ассистентом кинооператора корпункта Восточно-Сибирской студии кинохроники у Саввинова Никандра Егоровича.

 

операторы-и-фотографы

1962 году Николай Сантаев поступает во Всесоюзный государственный институт кинематографии в г. Москве (кинооператорский факультет). Окончив его в 1967 г. решением Государственного комитета по кинематографии СССР направляется на работу в Якутию.

САНТАЕВ НИКОЛАЙ МАРКОВИЧ

 

С тех пор он беспрерывно работает сначала в Якутском телевидении, а потом в системе кинематографии республики.

САНТАЕВ  НИКОЛАЙ  МАРКОВИЧ
Сантаев Н.М. – автор и оператор более двадцати документальных фильмов: «Утро алмазного края», «Покоряющие Север», «Занавес не опускается», «От Лены до Волги» и другие. Он – сценарист, режиссер, редактор многих фильмов. Участвовал в создании видеофильмов для показа в советском павильоне во время Международных торговых ярмарок и выставок в Канаде и ФРГ (1982г.) и Австрии (1988 г.). Некоторые фильмы тиражировались и размножены в нескольких странах мира.

САНТАЕВ  НИКОЛАЙ  МАРКОВИЧ
1998 году Николай Маркович добился создания самостоятельной киностудии хроникально – документальных фильмов (студия кинохроники) Республики Саха (Якутия) и был назначен ее директором. Он один из инициаторов выпуска киножурнала «Республика Саха» и создания Союза кинематографистов РС (Я), был первым его председателем.

САНТАЕВ  НИКОЛАЙ  МАРКОВИЧ
Сантаев ведет большую общественную работу по пропаганде киноискусства, пишет статьи, выступает перед зрителями и радиослушателями.
Он член Союза журналистов России (1971 г.), Союза кинематографистов России (1983 г.) и РС (Я) (1992 г.), лауреат премий имени Ем. Ярославского и республиканской премии журналистов «Золотое перо» (1993 г.).

Книга-Сантаева.
Николай Маркович награжден Почетными грамотами Президиума Верховного Совета ЯАССР (1980 и 1982 гг.) «Отличник телевидения и радио, кинематографии СССР», «Почетный кинематографист России» (1995 г.), действительный член Академии кинематографических искусств «Ника» (1998 г.). В 1989 г. ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ»

 

Фильмография:

  1. «Утро алмазного края»- 1968 г. автор – оператор
  2. «Якутские этюды» — 1968 г. режиссер – оператор
  3. «Ысыах» — 1968 г. режиссер – оператор
  4. «Рождение памятника» 1968 г. режиссер – оператор
  5. «Живут Малгины» — 1969  г. режиссер – оператор
  6. «Занавес не опускается» — 1969 г. режиссер – оператор
  7. «Песня якута» — 1970 г. автор – оператор
  8. «Новь земли Якутской» — 1972 г. режиссер – оператор
  9. «Красной брусникой на белом снегу…» — 1972 оператор
  10. «Покоряющие Север» — 1975 г. автор – оператор
  11. «Солнце над земле Олонхо» — 1981 г. режиссер – оператор
  12. «От Лены до Волги»  — 1981 г. режиссер – оператор
  13. «Золото Якутии» — 1984 г.  режиссер – оператор
  14. 14 «Индивидуальное домостроение в Якутии» — 1992 г. автор – оператор
  15. «Инаугурация первого президента РС (Я)» – 1991 г. спец.выпуск, автор-режиссер
  16. «Саха на пути возрождения» — 1992 г. спец.выпуск, автор – режиссер
  17. «Пребывание правительственной делегации РС (Я) в Монголии» -1993 г.автор-оператор
  18. «Кэрэ5э кыттыстым» —  1999 г. автор оператор
  19. «Моя Республика в ХХ1 веке» — 2000 г. (2000добрых дел) режиссер
  20. «Никто не забыт, ничто не забыто» — 2001 г.  режиссер
  21. «Аан айыл5а» — 2001 г.  автор – оператор
  22. «Дорообо торообут Куукэйим» — 2004 г. режиссер – оператор
  23. «Республика Саха» — отчет Правительства РС (Я), за 2003 г. киножурнал. Режиссер – оператор
  24. «Север служит Северу» — режиссер – оператор
  25. «Звезды земли Якутской – Иван Степанов 1-й фильм автор — оператор»
  26. «Звезды земли Якутской – Нина Чигире5ва П – й фильм автор оператор
  27. Киножурнал «Республика Саха» к 360 – летию вхождения Якутии в состав РФ автор – оператор
  28. «Видел дальше, шире, глубже…» — 80-летию Г.И.Чиряева — 2005 г.автор – оператор
  29. Киножурнал «Республика Саха» № 3  к 100-летию П.А.Ойунского — режиссер – оператор
  30. «Куустээх Дьэсээккин» — 2004 г. режиссер – оператор
  31. «Бордонтон торуттээх буоламмын» — 2005 г. автор-оператор
  32. «1- Республиканский турнир по хапсагаю на приз чемпиона В.Д.Федотова» — 2005 г. автор-оператор
  33. «Дорообо, торообут Куукэйим!» — 2004 г. режиссер-оператор
  34. «Республика Саха»для Министерства туризма режиссер-оператор
  35. «На длинной волне жизни» — 70-летию Почетного гражданина РС (Я) ген.Директора ОАО «Сахателеком» Н.ВНиколаева 2005 г. автор – оператор-
  36. «Академик трех Академий» к 75 – летию со дня рождения Академика И.А.Матвеева – 2006 г. режиссер – оператор
  37. «Путь Омоллона». Фильм первый 2006 г. к 100-летию народного писателя Якутии Д.К.Сивцева – Суорун Омоллона – главный оператор, директор картины
  38. «Человек трех великих эпох» —  к 100-летию народного писателя Якутии Д.К.Сивцева – Суорун Омоллона 2006 г. – режиссер, главный оператор, директор картины
  39. «Дьолбор «Бэлэм буолга» тубэспит эбиппин» к 100-летию народного писателя Якутии Н.Е.Мординова – Амма Аччыгыйа 2006 г. режиссер – оператор, автор сценария
  40. «Город под Полярной звездой  — 2007 г. оператор
  41. «Жизнь, окрыленная вдохновением…» к 100 – летию С.С.Васильева-Борогонского  — 2007 г. автор-оператор
  42. «Благодарю свою счастливую звезду» – 80 летию Николая Васильевича Шадринова – председателя Высшего Совета РС (Я) 2007 г. автор-оператор
  43.  «Дьолум миэнэ, дьонум — сэргэм»- к 80-летию Федоровой Прасковьи Павловны  —  2007 г. режиссер-оператор
  44. «Школа труда, мужества и познания»  — к 125 –летию Тойбохойской средней школы – 2002 г. оператор. Производство Медиа компания «NOVA».

 

 

ВАСИЛЬЕВ СЕМЕН СЕМЕНОВИЧ 

(1947г. — 2021г.)

Васильев Семен Семенович

 

ВАСИЛЬЕВ  СЕМЕН СЕМЕНОВИЧ —  1947 года рожденияуроженец Мегинокангаласского района, II Хаптагайский наслег. 1966 г. поступил операторский факультет ВГИК (мастерская Л.В. Косматого).

операторы

После первого курса работал в Москве ассистентом в центре научных фильмов. 

В 1970 г. работал кинокорреспондентском пункте в г. Якутске.

С 1976 г. по 1991 г. оператор Гостелерадио ЯАССР.

Объездил всю республику.

Васильев С.С.

1991 г. по 1995 оператор постановщик «Сахафильма».

С 1995г. работал в Национальной вещательной компании «Саха».

Член Союза кинематографистов РС(Я).

 

первые операторы якутии

Первые профессиональные операторы Саввинов Н. Е., Сантаев Н.М., Васильев С.С. с Чертковой М.А. — основоположником развития северного садоводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться: